Развитие социальных сервисов в сети. Социальные сетевые сервисы

Сервис, портал, коммуникация, информационные технологии, интернет

Уважаемые дамы и господа! Тема моего доклада - социальные сервисы в сети интернет. Эта тема настолько обширна и вместе с тем настолько хорошо всем известна, что я не представляю, какую новую информацию могу предоставить вашему вниманию. По этому, целью своего доклада я выбрал простую классификацию выше упомянутых сервисов, и хотя это будет не ново, однако вместит в себя довольно значительный объём знаний по теме.

Для того что бы начать классификацию нужно определить, с чем именно мы имеем дело. Дадим понятие социальным сетевым сервисам.

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум)

Исходя из этого определения, напрашивается классификация по двум направлениям:

  • размещение и хранение информации
  • социальное взаимодействие

Однако мы знаем, что на данный момент подобная классификация практически не возможна, так как современные сервисы включают в себя органичное сочетание этих двух направлений в единое целое. Следовательно, мы попробуем классифицировать социальные сервисы по их функциональным особенностям.

  • Почтово-поисковые системы - сервисы позволяющие создавать почтовый ящик в сети интернет(e-mail), а так же осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или групп пользователей.

К таким сервисам можно отнести Яндекс и Googl, как наименее развитые системы, но есть и менее популярные представители например Mail.ru и другие.

  • Социальные медиахранилища - сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно разделить по типу файлов размещаемых на этих серверах фотографии (схемы, рисунки), видео, аудио, текстовые документы.

Эти сервисы представлены такими сайтами как: YouTube , Rutube , DepositFiles и другие.

  • Блоги - это веб-сайты, основное содержимое которых — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Данные сервисы представлены такими сайтами, как LiveJournal , Diary.ru и подобное.

  • Чаты - средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

Эти сервисы представлены в интернете сайтами: chatic.net , chats.ru , chathome.ru , и другое, а так же рядом специализированных компьютерных программ: MailАгент, ICQ и подобное.

  • Сервисы видео связи - средство видео связи по сети интернет в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.

Представителями этих сервисов будут являться:Skypе, ooVoo, Free Call, Nero Sipps и многие другие.

  • Географические сервисы - сервисы позволяющие работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Наиболее популярные представители: Яндекс.Карты , 2ГИС , Карты Google , есть и ещё.

  • Информационно-новостные порталы - сервисы, заменяющие собой печатные издания.

Эти сервисы в основном сопровождают печатные издания, однако есть и чисто сетевые: gazeta.ru ,rbc.ru и многие другие.

  • Информационно-вспомогательные сервисы - это сайты, направленные на то, что бы сообщить пользователю новую информацию или проконсультировать в интересующих его вопросах.

Эти сервисы представлены сайтами коммерческого направления, а также сайты государственных структур: правительство.рф , pfrf.ru , fss.ru и тому подобное.

  • Интернет магазины и аукционы - сайты, созданные для продажи товаров через интернет.

Сервисы представлены сайтами: Авито.ru, Slando, E-bay, и подобные.

  • Сервисы содействия трудоустройству - сайты, созданные для помощи в поиске места работы или сотрудников на вакантное место.

Довольно популярное направление сервисов, его представители: Job.ru, Had hunter, и так далее.

  • Сервисы, предоставляющие работу в интернете - специальные сайты и программное обеспечение помогающее зарабатывать деньги через сеть интернет.

Сайты представители:Free lance и подобные.

  • Сервисы дополнительного образования - это сайты, предоставляющие возможность найти педагогов для получения дополнительного образования.

Однако эти сервисы предоставляют не только возможность поиска учителей, но и дают возможность дополнительного заработка для людей с педагогическим образованием. Сайты представители данной категории: PalestraOnline, Tutor Online, Ваш репетитор, и так далее.

  • Интернет кошельки и банковские сервисы - порталы, которые дают возможность безналичного расчёта и возможность управлять своими реальными счетами.

Удобное порождение информационного общества, сайты, представляющие это направление: ЯндексДеньги, Webmoney,Сбербанк Онл@йн, и подобные.

  • Многопользовательские Онлайн Игры - игры,в которых большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире.

Представители направления: World of Warcraft, World of Tanks, Lineage 2, и другие.

  • И наконец, кульминация социально сетевых сервисов на данный момент - социальные сети - многофункциональные порталы, направленные на построение сообществ в Интернете из людей.

Существует масса представителей данного направления, вот наиболее популярные и известные среди них: В Контакте, Одноклассники,Facebook,Twitter, и другие.

Завершив классификацию, надо добавить, что при её составлении, возможно, были упущены какие-либо направления или допущены определённые не точности. И возможно, что в сети интернет найдутся более удачные и точные классификации социально сетевых сервисов.

Заключение

Подводя итоги, нужно отметить, что возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на современное общество, кардинально поменяло социальную и личную жизнь человека. Огромное разнообразие социально сетевых сервисов, несомненно, облегчает, ускоряет и разнообразит современную жизнь, однако это же обстоятельство несёт в себе действительные угрозы для физического и психологического здоровья людей.

Список литературы↓

  1. Быховский, Я.С., Коровко, А.В., Патаракин, Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0.Быстрый старт. Руководство к действию [Текст] - М.:Интуит.ру, 2007. - 95 с.:ил.-(Учебно-методическое пособие)
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%FB%E5_%F1%E5%F2%E5%E2%FB%E5_%F1%E5%F0%E2%E8%F1%FB - ВикипедиЯ
  3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст] - М.:Институт развития образовательных технологий, 2006. - 72 с.

Способы общения в Сети - выдержки из истории развития Интернета

Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. С точки зрения массового пользователя возможность прямого обмена информацией даже важнее сугубо технологических задач обеспечения совместных вычислений или доступа к хранилищам данных.

Современные формы общения в Сети сформировались на основе нескольких решений:

1. Электронная почта. Исторически возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями и показала саму возможность общения с помощью сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами (“Один к одному”), при небольшой модификации она позволила обмениваться информацией группам людей “Один ко многим”. Такой модификацией стали списки рассылки.

2. Телеконференции, группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем почтовых сообщений. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, группировка сообщений в нити, направления обсуждений.

3. Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on-line. Для них полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (в примерном переводе - “Дружеская беседа через Интернет”). В рамках этого сервиса общение проходит через специализированные узлы в рамках общих направлений - каналов.

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было целью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач - информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных (частных) пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества - т.е. группы людей, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена - личная и общественная, со временем появились и личные отношения.

Такие сообщества имели (и до сих пор имеют) особенности, обусловленные их техническим характером:

1. Как правило, пользователем в таком сообществе считается формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname - уменьшительное имя, прозвище, кличка). Один фактический пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько “жизней”.

2. Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции “чистым” текстом передать сложно и не всегда такой текст интерпретируется одинаково, то появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, - смайлы (от англ. smile - улыбка).

3. Характерная особенность часто общающейся группы людей - накопление активно использующейся истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания “свой-чужой”. В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто - жаргона.

4. Стиль общения в таких средах, не в последнюю очередь из-за того, что общение ведется чаще всего от имени “ника”, не имеющего пола, возраста и социального статуса, более свободный, чем в обычной жизни.

Современные формы общения с помощью Сети во многом похожи на упомянутые выше сервисы. Ведь сервисы эти сформировались на основе общепринятых представлений и привычек в обмене информацией, а эти привычки от технологии зависят мало (точнее, они меняются гораздо медленнее). Унаследовали современные сообщества и особенности, хотя и стали гораздо шире и разнообразнее - за счет возросших технических возможностей и количества участников.

Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются специализированными web-приложениями. Такой способ организации позволяет максимально упростить работу за счет использования хорошо изученной программы, к использованию которой люди уже привыкли, за счет максимального сокращения настроек системы, а также за счет доступности - фактически с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара.

Современные средства общения в Сети, ориентированные на использование
web-технологий

Опишем несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью идеологии HTML-страниц:

1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение - в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви - так же, как и в телеконференциях. Самым распространенным видом форумов сейчас являются форумы табличные, в которых обсуждение темы идет линейно, - это позволяет быстрее прочесть обсуждение. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. web log - web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет журнал - т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть различными; самый распространенный подход - это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте (хотя исторически именно эта форма была первой), а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис.
В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра - список записей из журналов “друзей” (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества - журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества. Спектр сообществ очень велик - от сообщества фотографов до сообщества “Отдам даром”, - в котором каждый может объявить об отдаче ненужной вещи кому-то еще.

С распространением этих форм стали образовываться социальные сети - т.е. совокупности участников, объединенных средой общения. Нельзя сказать, что такие приложения - единственная база для создания подобных объединений, но она наиболее распространена. В отличие от подавляющего большинства web-проектов содержание подобных ресурсов, поддерживающих такие сети, формируется не четко оговоренной сравнительно небольшой группой людей, а всеми участниками сети.

В целом все современные средства обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

1. В подавляющем большинстве сред предусматривается регистрация пользователей - т.е. на каждого человека должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторое количество данных для идентификации. Многие системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы.

2. Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.

3. Помимо учетных данных, пользователь настраивает рабочую среду - внешний вид, дополнительные данные о себе (подпись, иллюстрацию-аватар и т.п.).

4. Большинство систем, ориентированных на личную работу, имеют своеобразную внутреннюю систему обмена личными сообщениями.

На основе такого подхода, когда содержание сайтов генерируется посетителями в процессе общения, появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество своеобразных web-сервисов.

Приведем несколько примеров проектов, приведших к созданию социальных сетей:

Попав в этот раздел, вы увидите заглавную страницу (рис. 1). Заглавная страница содержит ссылки на разделы энциклопедии, служебные и справочные страницы и на некоторые уже написанные статьи. Статьи, попавшие в группу избранных, считаются лучшими статьями русской Википедии. Мы рекомендуем ознакомиться с ними для того, чтобы представлять себе, как должна выглядеть образцовая статья и что она должна содержать. Под ней приводится пример той или иной хорошей статьи (хоть и не избранной).

Рис. 1. Заглавная страница русского разела Википедии

Ниже расположено основное средство поиска нужной информации и (заодно) начала редактирования статей. Это поле ввода понятия для поиска и две кнопки под ним.

Кнопка “Поиск” выполнит поиск введенного словосочетания среди названий и содержания статей. Результатом поиска будет список ссылок (или сообщение, что таковых нет), отсортированных по релевантности.

Кнопка “Перейти” пытается выполнить переход к статье, описывающей введенное понятие. Если такой статьи нет, то вам предложат ее создать - т.е. набрать на странице редактирования.

Основные ссылки на средства обсуждения и редактирования статей расположены над текущей страницей в виде закладок. К таким средствам относятся: “Статья” - собственно содержание текущей страницы, “Обсуждение” - страница с обсуждением тех или иных исправлений, “Правка” (она же “Просмотр” - если изменения заблокированы) - редактор текста страницы и, наконец, “История” - список изменений страницы (рис. 2).

Существенной особенностью любой вики-системы является сохранение всех предыдущих версий каждой страницы. Это позволяет, сравнивая их, определять вклад каждого участника или возвращаться к предыдущим версиям, если правка была неудачной или неверной.

При отображении статьи вы увидите ее текст, возможно, со вставленным оглавлением (создаваемым автоматически на основании разделов статьи). Текст может включать в себя ссылки (либо внутренние - на страницы Википедии, либо внешние - на страницы сети Интернет). Внешние ссылки отмечаются специальным знаком.

Внутренние ссылки фактически являются переходом по названию, где название - это то, что считается ссылкой на экране. Внутренние ссылки могут быть синего (уже созданные статьи) или красного цвета (статьи пока нет) (рис. 3). Переход по красной ссылке, как и переход по неопределенному понятию, приведет к предложению создать страницу.

Такая логика работы продиктована принципом создания статей энциклопедии. В отличие от обычной страницы здесь работа начинается с ввода названия, которое и является описываемым понятием.

Правка статьи с технологической точки зрения мало отличается от ее создания - поэтому дальше мы будем говорить в основном о синтаксисе языка описания страниц.

Названия статьям даются в именительном падеже и единственном числе. Если название неоднозначно и требует пояснений, то пояснение дается в скобках.

Статья традиционно начинается с того же словосочетания, которое образует ее название. Вместе с ним записывается его этимология (происхождение слов), ударение, необходимые дополнительные данные. Далее за ним идет определение или начальное описание, а потом начинается и сама статья.

Основы синтаксиса страниц в Википедии

Статья (точнее, любая страница - обсуждение, описание иллюстрации и т.п.) пишется на русском 3 языке. Абзацы в тексте разделяются пустой строкой. Для выделения раздела абзац должен начинаться со знака “=”. Заголовки первого уровня начинаются с одного знака равенства, второго - с двух. Как правило, больше трех уровней заголовков в статье не бывает.

Для расстановки связей, вставки иллюстраций и других дополнений в тексте делаются пометки. Язык пометок очень прост и не требует много времени на изучение. Самые частые виды пометок вынесены в виде кнопок на панель, расположенную над редактируемым текстом (рис. 4).

Краткий список возможных пометок приведен в конце статьи.

Иллюстрации

Механизм вики позволяет использовать в статьях иллюстрации 4 . Следует учитывать, что для обеспечения доступности изображение должно быть опубликовано на каком-либо сайте в сети, а доступ к нему обеспечиваться по протоколу HTTP с помощью URL.

В проекте вики изображение либо размещается в локальной Википедии (русской), либо на викискладе (Wikimedia). Доступ к файлам выполняется на основе имен, поэтому перед загрузкой нужно дать файлу название, описывающее изображение и уникально его определяющее. Название самому изображению, как правило, давать не рекомендуется - чтобы его можно было использовать с разными языками.

Изображения общедоступны, поэтому стоит перед загрузкой собственной копии поискать уже имеющиеся. Загрузка изображения возможна только для зарегистрированных пользователей.

Для обеспечения правильного просмотра и расширения возможностей последующего использования рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Изображение загружается в максимальном качестве (в первую очередь - разрешении). Уменьшение (для предварительного просмотра) рекомендуется обеспечивать средствами самой Википедии (синтаксис описывается ниже). Это позволяет просматривать иллюстрацию на разных мониторах, печатать, изучать детали.

2. Векторные изображения помещаются в формате svg .

3. Растровые изображения с плавными цветовыми переходами и большим количеством цветовых оттенков (например, фотографии) помещаются в формате jpeg .

4. Растровые изображения с четкими границами и сравнительно небольшим количеством цветов помещаются в формате png .

5. Анимированные изображения анимации помещаются в формате gif .

Описывается изображение на автоматически создаваемой после загрузки странице с помощью шаблона.

Шаблон - это фактически небольшая страница, написанная по заранее заданному формату. Используя шаблон, вы указываете только параметры, а форматирование потом будет выполнено на основе описания самого шаблона. В этой статье подготовка шаблонов не рассматривается.

Для описания изображения шаблон используется так:

{{Изображение

| Название =

| Время создания =

| Источник =

| Лицензия =

Вместо текста в угловых скобках вы можете написать свой.

Чтобы разместить в статье изображение6, нужно вставить в текст пометку следующего вида:

[[Изображение:Имя_Изображения]]

Несколько дополнительных параметров приведены в таблице.

В некоторых случаях бывает полезно разместить в статье несколько изображений - создать так называемую “галерею” (например, работ одного художника или видов одного и того же места). Для этого есть служебный тег . Внутри этого тега приводится несколько строк, каждая из которых описывает изображение правилам, перечисленным в таблице.

Помимо названия статьи, зачастую бывает необходимо как-то обозначить привязку этой статьи к более широкому информационному классу. Одного упоминания в тексте мало - как вам известно, в этом случае при поиске необходимо знать, что именно и в какой форме искать.

Например, статью о Москве нужно как-то связать со страной, с общим списком столиц мира и т.п.

Для этих целей в вики предусмотрен механизм категорий. Фактически категория - это название того самого класса, информационной общности.

Обозначение привязки к категории выполняется вставкой конструкции вида:

Таких отметок может быть несколько. Например, статья о Москве в этом случае может относиться к категориям “Россия”, “Столицы”, и отмечаться в тексте статьи это будет так:

Использование категорий, особенно вложенных, позволяет организовать иерархический поиск статей, просмотр статей по общему направлению и т.п. Без категорий такой обзор создать достаточно сложно.

Хорошая статья обязательно включает в себя привязки к различным категориям, что увеличивает ее ценность и общую связность энциклопедии.

Технические реализации, дополнительные возможности

Среда вики - открытая и регламентирует только общую идеологию работы.

Возможности же этой идеологии реализуются с помощью разных программных пакетов, которые называются вики-механизмами (“engine” - механизм, двигатель). Основная задача любого вики-механизма - это обеспечение преобразования вики-разметки во внешний вид, привычный пользователю, - чаще всего в HTML-страницу.

Механизмов существует достаточно много, описанный выше механизм MediaWiki - наиболее распространенный из них. Другие механизмы отличаются от него - иногда основной платформой (web-сервером, системой хранения), наличием языков написания сценариев, возможностью разграничения доступа к статьям и их редактированию и другими дополнительными возможностями.

Примерами таких механизмов могут служить:

  • Wikka Wiki - вики-механизм, аналогичный MediaWiki. Использует PHP и MySQL.
  • DidiWiki - очень маленький и очень простой вики-механизм. Написан на языке C и имеет встроенный http-сервер. Применяется для организации персональных хранилищ.
  • FlexWiki. Разработан на платформе.NET. Разработан сотрудником фирмы Microsoft и широко используется внутри корпорации. Содержит такие инструменты, как пространства имен (namespaces) и встроенный язык программирования (WikiTalk).

Дополнительные возможности для редактирования и отображения информации часто реализуются с помощью расширений (“extensions”). Расширение - это дополнительный набор программ, который по оговоренным правилам интегрируется в вики-механизм и позволяет расширить возможности представления информации.

В качестве примера расширения, уже интегрированного в механизм “большой” вики, можно назвать TeX. Изначально TeX - язык разметки, предназначенный для набора сложных текстов с математическими формулами. В составе MediaWiki уже есть расширение, которое позволяет использовать этот язык разметки для отображения формул на страницах.

Если разворачивать вики-механизм MediaWiki на своем сайте, то дополнительно можно установить очень большое количество самых разных расширений, например:

  • GraphViz - пакет программ, разработанный специалистами лаборатории AT&T для визуализации различных графов. Для описания графов применяется текстовый формат, что позволяет легко интегрировать его в вики-разметку.
  • GISWiki - расширение, позволяющее привязывать статьи к географическим координатам и отображать положение объектов на картах и спутниковых фотографиях системы GoogleMaps.
  • FCKEditor - текстовый редактор, позволяющий готовить статьи без знания языка разметки, примерно так, как готовятся документы в Microsoft Word.

Количество расширений для механизма MediaWiki превышает 190, поэтому для большинства задач можно подобрать необходимое решение. Как и сам механизм вики, расширения его являются свободно распространяемыми.

Примеры реализованных вики-проектов

1. www.wikipedia.org - проект подробно описывался выше. Самый масштабный из реализованных проектов в рамках этой идеологии стал и источником всех остальных. Помимо основного проекта, существует и целый ряд сопутствующих:

  • Викисклад (Wikimedia) - хранилище общедоступных мультимедийных материалов.
  • Викитека - общедоступная библиотека оригинальных текстов.
  • Викиучебник - библиотека общедоступных руководств и учебников.
  • Викиновости - система публикации новостей.

Доступен и целый ряд других проектов.

2. www.letopisi.ru - русскоязычный образовательный проект. Цель проекта - создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Организаторы предполагают создать с помощью этого ресурса представительства всех школ и образовательных учреждений страны.

В рамках общего проекта реализуется несколько направлений, по которым участники могут быстро развивать ресурс, - семейные истории, истории родных городов и школ и т.д.

3. www.wikiznanie.ru - русскоязычный проект, авторы которого хотели бы публиковать не только готовые результаты, но и идущие исследования, гипотезы и прочее.

4. 31 октября 2006 года глава Национальной разведки (DNI) США Джон Негропонте (John Negroponte) представил “Шпионопедию” (Intellipedia8), собственный вариант реализации открытой энциклопедии Википедия. Сообщается, что “сверхсекретная” “Шпионопедия”, к помощи которой прибегают сотрудники 16 секретных ведомств США, уже содержит 28 тысяч статей. Количество пользователей за полгода, прошедших с момента открытия проекта (запуск “Шпионопедии” состоялся 17 апреля 2006 года), составляет 3600 человек. Одним из главных преимуществ подобного обмена информацией американские разведчики назвали возможность рассмотрения всех возможных точек зрения на ту или иную проблему, а также то, что все доклады по теме можно будет свести в единую базу данных. По мнению спецслужб, это позволит избежать провалов, таких, как безуспешные попытки обнаружить оружие массового поражения в Ираке.

5. Многие небольшие вики-механизмы используются для того, чтобы организовать собственное информационное пространство при работе дома или в небольшой группе людей.

Концепция коллективно изменяемых страниц, предельно простого языка разметки и общедоступных расширяемых механизмов для их реализации - один из самых эффективных и простых в освоении подходов к решению большого класса задач самого разного назначения. Википедия и механизм вики - одно из наиболее востребованных и совершенных приложений концепции Web 2.0 - движения по развитию и совершенствованию web-приложений.

Применение энциклопедии и ее механизмов, и в особенности - само изучение подходов и стратегий, лежащих в основе успешных вики-проектов, может существенно расширить спектр возможностей для организации развития учащихся, возможности учителей в обеспечении доступности и актуальности учебных материалов, лучше подготовить учеников к работе в изменяющихся современных условиях.

О.Г. Бунбунова,

заместитель директора УВР,

Учитель информатики.

п. Переяславка, район Лазо

Хабаровского края.

Интернет, как глобальная компьютерная сеть.

Internet - это глобальная компьютерная сеть, охватывающая всю территорию земного шара и работающая по протоколу TCP/IP. Однако это лишь часть ответа на вопрос - «что такое Internet?». Internet сегодня - это не только огромное количество компьютеров, но ещё и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в мире. Человек - существо социальное, и общение с себе подобными - одна из первейших его потребностей. Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. Пожалуй, до сих пор ещё ни одно техническое изобретение (если не считать телефона) Не производило такого переворота в этом древнем как мир занятии-общении человека с человеком.

Конечно, что именно заинтересует вас в Интернете в первую очередь-люди или компьютеры, зависит только от вас, но не будет преувеличением сказать, что, выходя в Internet, вы делаете для себя доступным целый мир.

Изобретение и совершенствование модемов - специальных устройств, позволяющих компьютеру посылать информацию по обычной телефонной линии, открыло двери в Internet огромному количеству людей, у которых нет никакого специального сетевого оборудования, а есть лишь персональный компьютер и телефонная розетка поблизости.

Все компьютеры сети Internet можно разделить на два типа: серверы и клиенты. Ваш компьютер является компьютером-клиентом сети Internet, т.к. вы используете ресурсы Internet. Компьютеры-серверы образуют основу сети и предоставляют свои ресурсы в использование другим компьютерам.

Когда говорят, что компьютер подключён к сети Internet, это означает, что этот компьютер с помощью одного из основных средств связи - модема (Dial-Up подключение) или сетевой карты соединён с провайдером (службой доступа в Internet) и может обратиться к любому компьютеру сети Internet. А под термином Internet в данном случае понимают множество серверов, к которым ваш компьютер имеет доступ и ресурсами которых может пользоваться.

Получая доступ в сеть Internet, вы подключаетесь к различным серверам и получаете необходимую вам информацию. «Внутри» Internet располагается сложная структура связанных между собой компьютерных сетей, позволяющая им иметь доступ ко всем компьютерам сети.

«Воспитанием» Internet почти никто не занимался, поэтому не удивительно, что она стала далеко не самой «добродетельной» средой. Помимо законопослушных пользователей её заселили группы экстремистов и табуированных дельцов. Различные ограничения на пользование Internet имеются в Китае, Сингапуре, Саудовской Аравии и даже в Германии. Пиратская продукция стала поистине общедоступной, а риск бесплатного получения вирусов многократно возрос.

Internet представляет собой всемирную сеть взаимосвязанных компьютерных систем и ряда различных информационных служб , хотя с другой стороны - это обычная система передачи данных с одного компьютера на другой. Какую именно информацию и как вы будете передавать по сети Internet, зависит целиком от вас,- лишь бы второй компьютер, с которым вы общаетесь, вас понял. Поэтому с момента зарождения Internet и до наших дней людьми периодически изобретают всё новые и новые формы представления ресурсов и средства доступа к ним через Internet. В основе каждого такого нового средства лежит свой сетевой протокол. Создав такой новый протокол, его разработчики должны написать программы двух видов - программы-серверы и программы- клиенты, которые могли бы работать на разных компьютерах и обмениваться данными по этому протоколу через каналы Internet. Самый современный из сетевых инструментов - W orld Wide Web (WWW). World Wide Web(часто называемая просто Web) является самой популярной службой Internet. Web начала функционировать в 1992г. Её создал Тим Бернерс-Ли.

Одной из причин особой привлекательности Web является тот факт, что это служба мультимедиа в Internet. Web планировалась как служба, поддерживающая только текстовую информацию. В настоящее время на Web-страницах успешно сочетаются текст, графика, анимация и объёмные объекты виртуальной реальности.

Система WWW строится на понятии гипертекста или, точнее, гипермедиа. Гипертекст - это текст, чьи составные части связаны друг с другом и с другими текстами с помощью гиперссылок. Гиперссылка - установленная связь между элементами текста или графическими объектами на Web-страницах. Гипермедиа - это то, что получится из гипертекста, если заменить в его определении слово «текст» на «любые виды информации»: графические изображения, видео, звук и всё остальное, на что хватит фантазии.

Гипермедиа - это, прежде всего, необычайно удобно.

На Web-страницах можно найти информацию:

· О правительственных учреждениях;

· О колледжах и университетах;

· О профессиональных и любительских спортивных командах;

· О политических организациях;

· О социальных и культурных организациях;

· О здравоохранении и науке;

· Об изготовлениях компьютерной техники и программного обеспечения;

· О деловых предложениях в Web;

И вообще практически всё, на что хватит фантазии.

Вполне вероятно, что WWW со временем станет главным конкурентом (а может быть, и полноценным заменителем) газет, телевидения и библиотек наших дней.

Компания Microsoft разработала операционную систему Windows с учётом потребности пользователей в услугах Internet и включила в пакет программ несколько специальных утилит для обеспечения доступа к Internet. В частности, программу-браузер Microsoft Internet Explorer для блуждания по WWW . Браузер - это программа для просмотра ресурсов сети Internet. Браузер, по природе своей, является программой-клиентом.

Сейчас на рынке существует множество программ-браузеров от различных фирм-производителей, но одними из самых популярных во всех странах мира являются Internet Explorer фирмы Microsoft и Mozilla Firefox одноимённой фирмы.

Наименьшим атомом всемирной гипертекстовой паутины является отдельный файл с каким-либо текстом и ссылками, размеченный на языке HTML. HTML (Hyper Text Markup Language) - язык гипертекстовой разметки.

IP-телефония - новая услуга, предлагаемая провайдерами, основанная на преобразование голоса в пакеты, которые могут быть переданы через Internet. Сегодня развитие этой технологии достигло такой стадии, что услуги IP-телефонии стали достаточно надёжными и качественными, чтобы рассматриваться как альтернатива услугам традиционной телефонной связи. Большинство клиентов используют новую технологию для снижения стоимости услуг телефонной связи при сохранении, по возможности, качества связи без ввода дополнительных ограничений для пользователей. Экономия средств, происходит главным образом за счёт компрессии голоса, интеграции сетей передачи голоса и данных и за счёт более привлекательных (на сегодня) тарифов в Internet по сравнению с услугами традиционных телефонных операторов.

Электронная почта также является одной из первых служб Internet, появившейся в середине 70-х годов. Основная концепция, лежащая в основе электронной почты, достаточно проста: вы выходите в компьютерную систему, набираете и адресуете текстовое сообщение пользователю другой системы. Затем сообщение курсирует по лабиринту взаимосвязанных компьютерных систем до тех пор, пока не будет доставлено адресату. Сейчас в Internet существуют бесплатные службы, разработанные исключительно для работы электронной почты, которые вы можете использовать в тех случаях, если Internet вас интересует только как возможность передачи электронных сообщений.

Практически вся информация в компьютерном мире хранится в виде файлов. На самой заре Internet появилось специальное средство для обмена файлами по сети - сетевой протокол FTP (что, собственно, и расшифровывается как File Transfer Protocol - протокол передачи файлов). Телеконференции представляют собой что-то вроде клубов по интересам, объединяющих пользователей определённой программы, поклонников известных кинорежиссеров или популярных телеведущих, других людей, связанных общими интересами и взглядами. Телеконференции стали следующим этапом развития систем почтовых сообщений. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, группировка сообщений в темы, направления обсуждений.

Гостевые книги . Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

Форумы . Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение — в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви — так же, как и в телеконференциях. Самым распространенным видом форумов сейчас являются форумы табличные, в которых обсуждение темы идет линейно, — это позволяет быстрее прочесть обсуждение. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.

Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет журнал — т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть различными; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте (хотя исторически именно эта форма была первой), а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис.
В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов “друзей”, регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. Н апример: Блоги@ Mail . Ru : Школьный портал.

Любые средства коммуникации служат для общения людей друг с другом . С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on-line. Для них полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). К ним можно отнести:

IRC (Internet Relay Cat - трансляция разговоры в Internet) - чрезвычайно популярная служба Internet. IRC является системой, которая позволяет пользователям общаться друг с другом, подключившись к одному серверу IRC. Однако в ходе общения вы не говорите, а набираете свои реплики на клавиатуре.

ICQ - это также очень популярное средство «онлайнового» общения пользователей через Internet. Название этой программы является омонимом и образовано из созвучия слов «I seek you» («Я ищу тебя») и трёхбуквенного сочетания ICQ. Существуют и другие способы общенияв режиме on -line в сети.

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было целью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных (частных) пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — т.е. группы людей, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения.

Понятие социального Интернета(термин Web 2.0)

Современную концепцию развития Интернет принято называть Веб 2.0 (Web 2.0). Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю. Сервисы Веб 2.0., или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия.

Социальная сеть - это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети.

Социальные сервисы представляют собой онлайновые инструменты, с помощью которых пользователи могут не только общаться между собой, но и сами создавать контент веб-страниц. Создание единого Web 2.0 (Веб второго поколения) характеризуетинформационное пространство, состоящее из множества информационных единиц, сети документов, которые распределены по различным сайтам и сервисам.Эта сеть превращается в сеть данных, поиск которых производится пользователями с применением наиболее удобных для них инструментов, интерфейсов, технологий и сервисов, которые обеспечивают доступ к содержимому сайтов.

Веб-сервис, который позволяет пользователям систематизировать ссылки, описания, снабжая их поисковыми критериями называется социальными закладками .

С помощью их можно хранить закладки (избранное) в Интернете, создавать, делиться и обмениваться закладками и тегами с друзьями и знакомыми, сохранять найденную информацию на удаленном сайтепо темам. Социальные сервисы, которые позволяют пользователям классифицировать различные записи - тексты, фотографии, закладки используя для этого ключевые слова-теги называются народными классификаторами . Ключевые слова придумывают или выбирают сами пользователи системы. Необходимые условия для работы с социальными сервисами: регистрация на сайте, наличие адреса электронной почты для связи с администраторами и пароль, принятие условия использования сервиса другими пользователями.

Социальные геосервисы - сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.

Социальные геосервисы

Адреса сайтов

http://maps.google.com/ - Карты Google

http://wikimapia.org/ - Карты Google + WikiWiki

http://earth.google.com/ - Объемная модель Земли Google

http ://panoramio .ru - Фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам

Социальные сервисы позволяют организовать интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Социальные поисковые системы - это системы, которые позволяют пользователям самим определять в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, на какие слова обращать первоочередное внимание и каким образом представлять найденные результаты .

Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы ) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Педагогика сетевых сообществ является быстро развивающимся направлением теории обучения. Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. В учебной практике процессы формирования сетевых моделей обучения сегодня еще мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву. Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:

· Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики . Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах, для решения классификационных задач,для совместной учебнойдеятельности учеников из нескольких школ или городов,для коллективного создания творческих работ - сказок, стихотворений, эссе.

· Самостоятельное создание сетевого учебного содержания . Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети,для консультаций и получения дополнительных знаний ,для организации дистанционного учебного курса

Сетевое сообщество - это группалюдей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Спектр сообществ очень велик - от сообщества фотографов до сообщества “Отдам даром”, в котором каждый может объявить об отдаче ненужной вещи кому-то еще. С распространением этих форм стали образовываться социальные сети - совокупности участников, объединенных средой общения. В целом все современные средства обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

· В подавляющем большинстве сред предусматривается регистрация пользователей - т.е. на каждого человека должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторое количество данных для идентификации. Многие системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы.

· Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.

· Помимо учетных данных, пользователь настраивает рабочую среду - внешний вид, дополнительные данные о себе (подпись, иллюстрацию-аватар и т.п.).

· Большинство систем, ориентированных на личную работу, имеют своеобразную внутреннюю систему обмена личными сообщениями.

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов. На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количествосоциальных web -серверов. Примеры проектов, приведших к созданию социальных сетей:

· Блог-система “LiveJournal”, “Живой журнал”. Наиболее популярный среди русскоязычных пользователей блог-ресурс, считается одним из первых примеров сервисов социальных сетей.(http://www.livejournal.com )

· Открытая многоязычная энциклопедия Wikipedia. Эта социальная система ориентирована на подготовку энциклопедических статей о любом понятии, которое пользователи сочтут нужным. Система предусматривает и возможности коррекции и обсуждения статей, сравнения их версий. Wikipedia появилась в январе 2001-го; каждый мог сочинить словарную статью о чем угодно, а главное — исправить, дополнить или изменить чужую. Основных правил два: статья должна быть нейтральной и объективной, а ее содержание — проверяемым, то есть основываться на уже опубликованных материалах. Через месяц в Wikipedia было 600 статей, через год - 20000. В марте 2006-го их число перевалило за миллион. А главное - Wikipedia разрастается и улучшается с каждым днем. (http://www.wikipedia.org ). Wiki - это новая технология коллективного создания сайтов, при этом изменения доступны не только создателю сайта, но и всем желающим.

· Сервис публикации фотографий . На этом сервисе каждый посетитель имеет возможность опубликовать свои фотографии, указав их поисковые признаки. Фотографии можно оценивать и комментировать.(http://www.flickr.com )

· YouTube . Самый быстрорастущий сайт в интернете: хранилище видеороликов обо всем на свете, которые может закачать любой желающий.

Из перечисленных наиболее близким и полезным для достижения образовательных целей, без принципиального изменения в методике преподавания нам кажется ресурс ru.wikipedia.org (русскоязычный раздел открытой энциклопедии). Первая вики, WikiWikiWeb (в примерном переводе “быстро-быстро” — на гавайском языке), была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Использование энциклопедии максимально упрощено. На первой странице находится список имеющихся энциклопедий на разных языках с указанием текущего количества статей. Поскольку русскоязычная Википедия пока не вошла в 10 наиболее заполненных, то она находится под стилизованным изображением земного шара, в разделе “100000+”.При создании и редактировании статей в рамках исходного проекта Википедия следует придерживаться следующих общих правил:

ü Использовать чужие материалы можно только при соблюдении правил цитирования и законодательства об авторском и смежных правах. При выявлении нарушения статья стирается без предупреждения, а пользователь портит себе репутацию.

ü Статьи должны быть нейтральны и содержать изложение всех существенных точек зрения на объект описания.

ü В Википедии не допускаются оригинальные исследования.

Примеры реализованных вики-проектов

1. www.wikipedia.org - проект подробно описывался выше. Самый масштабный из реализованных проектов в рамках этой идеологии стал и источником всех остальных. Помимо основного проекта, существует и целый ряд сопутствующих:

· Викисклад (Wikimedia) - хранилище общедоступных мультимедийных материалов.

· Викитека - общедоступная библиотека оригинальных текстов.

· Викиучебник - библиотека общедоступных руководств и учебников.

Адреса сайтов

· Общероссийский образовательный проект Летописи.ру - http://letopisi.ru

· Всемирная ВикиПедия - http://en.wikipedia.org/wiki/Education Проект открытой всемирной энциклопедии, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира.

· ВикиПедия на русском языке - http://ru.wikipedia.org/

· WikiWiki Web - http://c2.com/cgi-bin/wiki. cgi ? WikiWikiWeb Первая ВикиВики, существующая с 1995 года служит архивом шаблонов и главной площадкой, где обсуждается технология Wiki

· WikiBooks - http://wikibooks.org/wiki/Wikibooks Проект открытых учебных пособий и методических материалов (английский)

· EvoWiki - http://wiki.cotch.net/wiki.phtml Открытая энциклопедия материалов по эволюции ипроисхождению видов. (английский)

· CommunityWiki - http://www.emacswiki.org/cgi-bin/community Сообщество,внутри которого обсуждаются проблемы построения сообществ и сетевого взаимодействия (английский)

· CourseForum - http://www.courseforum.com/cf/Пример преобразования Wiki в коммерческийпродукт - образовательный форум для различных учебных курсов (английский)

Перечисленные сервисы - яркие и удачные примеры создания сайтов в рамках концепции W eb 2.0 - движения по совершенствованию современных web-приложений.

Где можно больше узнать о сетевых социальных сервисах?

· http://letopisi.ru - Категория Социальный сервис

· http://www.catalogr.ru/ - каталог русских web2.0 сайтов, социальных сетей и сервисов

Полезные ссылки

10 интернет-сервисов, которыми можно пользоваться вне зависимости от взгляда на то, существует Web 2.0 или нет.

http://Gmail.com — самый умный и удобный почтовый сервер.

http://Writely.com — сетевой редактор, конкурент программы Word, позволяет работать над текстом параллельно всей редакцией.

http://Del.icio.us — удобное хранилище для закладок: вне зависимости от того, с какого компьютера заходишь в сеть, они всегда при тебе.

http://Netvibes.com — сетевой десктоп, действует по тому же принципу, что и Del.icio.us.

http://Box.net — в этот бокс можно бесплатно положить на хранение гигабайт информации.

http://Snap.com — умная поисковая машина. Предлагает варианты поисковых запросов еще до того, как вы дописали слово, и показывает, как выглядят нужные вам страницы, еще до того, как вы их загрузили.

http://Flickr.com — здесь действительно очень удобно хранить фотографии и показывать их друзьям.

http://YouTube.com — бездны самого удивительного видео.

http://Wikimapia.com — гибрид энциклопедии Wikipedia и карты Google Maps, два самых ценных ресурса в одном.

http://Blogs.yandex.ru — лучший поиск по русскоязычным блогам и главное событие в русском интернете 2006 года

Аннотированный список ресурсов Интернет

«Организация внеклассных мероприятий с помощью социальных сервисов интернет».

http://www.stel.ru/videoconference/ - Видеоконференции - технологии, оборудование, использование. Для организации видеоконференций с полноценным участием нескольких сторон (более двух), необходимо наличие специальных устройств для многоточечных видеоконференций. Их обычно называют MCU (Multipoint Conference Unit).

http://www.stel.ru/multimedia/ - Комплексное оснащение конференц-залов. Мультимедиа системы конференц-залов. ООО "Стэл-Компьютерные Системы" предлагает Вам оснастить свой конференц-зал, комнату для совещаний, кабинеты руководителей современным мультимедийным комплексом аудио видео оборудования.

http://www.websib.ru/ites/2002/05-07.htm - Информационные технологии в общеобразовательной школе. ИТ в организации школьного образовательного процесса. Творческая научная работа учащихся во внеурочное время .

http://kvn-online.h1.ru/about.shtml - KBH-online.

http://kvnru.ru/01.06.2007/5/comments . - «КВН для ВСЕХ» - это возможность подискутировать на темы КВНа, пообщаться со знаменитыми или начинающими КВНщиками, обсудить результаты игр и высказать впечатления, задать вопросы и получить ответы.

http://bobrdobr.ru/bookmarks/pperov/index.html BobrDobr.ru — это первый русскоязычный сервис «социальных закладок». Он дает возможность пользователям хранить и систематизировать закладки в Интернете, делиться и обмениваться закладками с друзьями и знакомыми, создавать сообщества по темам и интересам (Группы ) и собирать в рамках этих сообществ ссылки, вместе с другими их участниками.

Социальные сети в настоящий момент являются мощным средством коммуникации миллионов людей. Одна из главных тенденций развития Интернета последних лет - стремительный рост популярности социальных сетей. Для России пиковым стал 2007 год, когда только появившиеся российские сети увеличили свою аудиторию до нескольких миллионов человек. На нынешнем этапе социальные сети выступают в роли инструмента телекоммуникаций в связях с общественностью, открываются в виде широкой площадки для осуществления эффективной PR-деятельности по разным направлениям.

Использование интернета как технического средства коммуникации, обеспечивающего среду для интерактивного взаимодействия пользователей по всему миру, входит в повседневную жизнь все большего числа людей. При этом наибольшую значимость в качестве связующего элемента такого взаимодействия приобретают социальные сети в Интернете - сервисы, своими инструментами позволяющие находить контакты других людей и поддерживать социальные связи онлайн. Аудитории наиболее популярных из них насчитывают сотни млн. пользователей, становясь площадками для дружеского и делового общения, местом проведения досуга, средством саморекламы или самовыражения, основой для образования сетевых сообществ и т. п., объединяя своими средствами людей на основе избирательных связей дружбы, знакомства, профессиональной деятельности, личных интересов и вне зависимости от их географического местоположения.

Возможности социальных сетей в Интернете как средства коммуникации реализуются в конкретных практиках их использования. В их основе - функции и цели осуществляемой коммуникации, условиями для которой служат предоставляемые веб-сервисом инструменты взаимодействия, а также поддерживаемая с их помощью структура социальной сети как коммуникативной модели, обеспечивающей распространение информации, поддержание групповых норм, эффективное использование имеющихся контактов как ресурса, составляющего социальный капитал.

Социальные сети в Интернете являются техническим средством конструирования социальных взаимосвязей в контексте опосредованной коммуникации, способствующим интенсификации взаимодействия между субъектами, увеличению скорости и эффективности распространения информации, упрощению поддержания социальных связей и осуществления взаимного обмена, мобилизации наличных контактов как социального капитала.

В целом можно говорить о том, что использование социальной сети осуществляется в первую очередь в контексте реальной совместной деятельности в качестве средства для организации непосредственного взаимодействия, обсуждения актуальных вопросов, оперативного и эффективного информирования и т. п., значительная доля которых приходится на взаимодействие с контактами, относящимися к работе и учебе. В то же время значимым является и общение в контексте общих интересов и увлечений, не имеющее прямого отношения к наличию или отсутствию личных контактов и непосредственного взаимодействия.

2.5 Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов

Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов - интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами.

Адреса сайтов:

· http://docs.google.com - Google Docs. Все перечисленные и многие другие (фотографии, блоги, новости, др.) сервисы объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы www.google.com, так и с любой страницы всех дочерних служб.

Http://gmail.com - электронная почта (Гмейл) с интеллектуальным интерфейсом, встроенным чатом, мощной защитой от спама, возможностью веб-доступа.

Http://docs.google.ru - документы и таблицы (Гугл Документы и таблицы) - возможность хранить в сети Интернет текстовые документы и электронные таблицы большинства известных форматов, редактировать их совместно несколькими пользователями, публиковать их в открытом доступе с получением URL_адреса, просматривать все версии изменений документа, сохранять видоизмененный документ в любом из наиболее популярных текстовых форматов.

Http://www.google.com/calendar/ - календарь (Гугл календарь) - планировщик событий, размещенный в сети Интернет, доступ к которому может быть открыт определенному кругу пользователей с правами доступа, которые определит владелец календаря. Одновременно в этом сервисе допускается иметь несколько календарей, при этом система может продемонстрировать смотрящему совмещение событий разных календарей, что, несомненно, является подспорьем в планировании деятельности одного человека, или группы людей, работающих совместно.

Http://groups.google.ru - группы (Гугл Группы) - возможность организовать в сети Интернет сайт - представительство сообщества. При этом владелец группы получает возможность изменять интерфейс сайта, приглашать в группу пользователей, наделять их различными правами. Члены группы в зависимости от предоставленных им прав могут создавать новые страницы (имеется примитивный текстовый редактор и редактор HTML), загружать файлы любого типа (тексты, таблицы, презентации, изображения), участвовать в обсуждениях, создавать личные страницы-визитки и т.д. Автоматически при создании группы, сайт сообщества группы получает URL_адрес и электронный адрес списка рассылки.

Вывод. В рунете, на данный момент, существует множество различных социальных сервисов, призванных помочь как начинающему, так и опытному пользователю в быстром и комфортном поиске необходимой информации.

Бум Web 2.0 - проектов в России начался, несколько позже, чем на Западе, где такие веб-сайты, как онлайн-энциклопедия Wikipedia, социальные сети Facebook и MySpace, давно заняли свое место в верхних строчках рейтингов посещаемости...

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов - средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями...

Автоматизация процессов документооборота на предприятии ООО "Пермский фанерный комбинат"

Типовым информационным объектом, фиксирующим и регламентирующим деятельность на предприятии, является документ...

База даных "Аэропорт"

Спецификация связей между сущностями представлена в таблице 3. В первом столбце указан тип связи, где буква M означает «многие». Во втором столбце указано название первой сущности связи, в третьем - название второй сущности связи...

Генератор псевдотекстов

Для генерирования более качественного псевдотекста необходимо знать вероятности появления различных букв. Эти вероятности можно приближённо определить, взяв достаточно большой отрывок, написанный по-русски...

Моделирование расчетов одиночных ошибок и их пачек в ЦСП

Основы языка Турбо Паскаль

В ТП 7.0 существует тип данных STRING (строка), специально предназначенный для обработки строк (цепочек символов). Он не относится к простым типам данных и занимает промежуточное место между простыми и структурированными типами данных...

Программа тестирования учащихся и редактор тестов

Программа тестирования должна оперировать с семью типами заданий. Пять из которых закрытого типа (одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия...

Разработка базы данных "Аэропорт"

При установлении связей между атрибутами можно выявить связи - Один ко многим - Многие ко многим Так, например, связь один ко многим наблюдается между сущностями самолет и пассажиры...

Разработка базы данных "МВД"

В реальных СУБД модель данных, кроме атрибутов каждой сущности определяет также связи между сущностями. Связи формально определяются как ассоциации между участниками. Например, утверждение "покупатели покупают продукты" указывает...

Разработка приложения для вывода актуальных маршрутов движения пригородного транспорта Владимирской области

Система Android не использует информацию о версии приложения для принудительного ограничения на апгрейд, или на ограничение совместимости приложений сторонних производителей. Вместо этого разработчик отвечает за ограничения...

Разработка программно-вычислительного комплекса, предназначенного для разработки эффективных форматов микрокоманд для различных способов микропрограммирования

Горизонтальное кодирование: а) определяется разрядность операционной части микрокоманды, на каждую микрооперацию отводится один разряд. Длина кода К: К = m, где m - общее число микроопераций...

Создание и применение электронных образовательных ресурсов

В настоящие время в интернете имеются несколько сервисов для хранения и редактирования текстовых, графических файлов или электронных таблиц. Просмотрим работу с 2-мя такими сервисами...

Учет междугородних телефонных разговоров

Цель: связывание атрибутов с типами сущности и связи. Атрибут - это любая характеристика сущности значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации...

Численное моделирование электротепловой задачи процесса подогрева стыков труб

Стратегия параметрического исследования: нагрев трубы в индукторе при разной частоте и разными индукторами (петлевым и катушечным). Этот процесс разбивается на некоторое количество шагов, достаточно большое для плавности процесса...