Какие характеристики должны быть у хорошего микрофона. Как выбрать правильный микрофон — гарантируем, будет полезно

Любой микрофон представляет собой устройство, преобразующее энергию звуковых колебаний в электрические сигналы тем или иным способом. У моделей динамического типа для этих целей служит катушка индуктивности, помещенная в постоянное магнитное поле, а у конденсаторных — тонкая проводящая диафрагма, образующая емкостную связь со специальной пластиной. Значительно меньше распространены электретные и ленточные микрофоны.

Главные критерии выбора

Прежде чем подбирать тип и конкретную модель девайса, следует определиться с кругом задач, в решении которых он будет принимать участие.

Соответствие качества потребностям

Если микрофон предполагается использовать для дальнейшего воспроизведения вживую или студийной записи, имеет смысл заморачиваться подбором модели, лучше всего подходящей под конкретные условия. Совершенно иначе дела обстоят, когда снимаемый звуковой поток будет оцифровываться со сжатием. Любой lossy-формат вносит безвозвратные искажения в исходный материал, и при выборе микрофона для подобных целей достаточно ограничиться устройствами динамического типа среднего ценового диапазона. При сильном сжатии, например, при озвучивании интернет-контента, стоимостная планка может быть опущена еще ниже.

Диаграмма направленности

Всенаправленные устройства обеспечивают равномерный «круговой обзор», что позволяет минимизировать их количество и обойтись без точного позиционирования. Вместе с тем подобные микрофоны нуждаются в максимальном приближении к источнику, иначе звучание приобретает чрезмерную пространственную окраску.

Двунаправленные устройства с диаграммой «восьмерка» имеют меньший рабочий угол чем микрофоны с гиперкардиоидой (90 градусов против 105). Область их применения достаточно ограничена. Такие микрофоны практичны для взятия интервью в режиме с глазу на глаз, а также могут быть использованы для записи стереосигнала.

Выбор по назначению

Оснащая студию оборудованием, следует помнить, что универсальных микрофонов не существует. Даже для записи вокала приходится их подбирать, учитывая множество факторов, начиная от силы голоса и заканчивая личными предпочтениями исполнителя. В общем случае наиболее подходящим вариантом здесь считаются устройства конденсаторного типа с большой диафрагмой. При этом класс микрофонов должен соответствовать остальному звукозаписывающему оборудованию и наоборот.

Для концертной деятельности оптимальным выбором являются устройства динамического типа. Живое исполнение предполагает неизбежные перегрузки различного рода и активное механическое воздействие, пагубно влияющие на конденсаторные микрофоны. С другой стороны, чистота голоса и богатство обертонов в атмосфере зала просто теряются, поэтому их основные преимущества здесь неактуальны.

Отдельную нишу занимают специализированные инструментальные микрофоны. Их частотные характеристики подстроены под конкретный музыкальный инструмент, из-за чего такие устройства малопригодны для применения в других целях. Преимущество здесь имеет динамический тип, хотя для снятия высокочастотных звуков с большим углом атаки предпочтительнее конденсаторные микрофоны с малой диафрагмой.


Фото: www.showroom.ru

Элитным классом в среде профессиональных музыкантов считается продукция компании Sennheiser Electronic , выпускающаяся под торговой маркой Neumann. Впрочем, под собственным именем эта фирма также предлагает очень широкий ассортимент качественных микрофонов для всех мыслимых применений.

В линейках многих других достойных производителей имеется как продукция высшего ценового сегмента и уровня качества, так и относительно недорогие устройства. В числе самых почитаемых компаний следует упомянуть Shure Incorporated , Audio - Technica , AKG Acoustics .


Фото: i.ytimg.com

Распространённые ошибки покупателей

  • Приобретая крутой конденсаторный микрофон, не забывайте, что для его работы обычно требуется внешнее питание. Предварительный усилитель или микшер, к которым предполагается подключать устройство, должны обеспечивать подачу по фантомным цепям напряжение соответствующего уровня (как правило, 48 В). Кроме того, использование студийного микрофона конденсаторного типа для записи в случайном неподготовленном помещении скорее всего даст отрицательный эффект.
  • Не стоит ожидать заметного повышения качества озвучивания любых материалов на компьютере, если выбранный вами супер-классный динамический микрофон подключается к разъему интегрированной в ПК звуковой карты. Как минимум требуется хорошее дискретное решение уровня Creative Sound Blaster или микрофон с интерфейсом USB.
  • Выбирая устройство без учета особенностей предполагаемого использования, вы рискуете напрасно потратить свои деньги. Например, микрофон с недостаточным переходным откликом будет «смазывать» звучание инструментов с резкой атакой, а низкий уровень SPL может стать причиной регулярных перегрузок.

Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням - это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.

Начну с того, что расскажу о типах микрофонов. Полная классификация их достаточно обширная, и напрямую зависит от того, какой источник звука будет записываться. В нашей домашней студии, микрофон нам нужен в основном для записи вокала, то разобраться нам нужно только в некоторых типах. Для себя я, например, выделил два основных типа микрофонов: динамические и конденсаторные.

Динамические микрофоны - это наиболее часто встречающиеся микрофоны, принцип действия которых основан на преобразовании действия звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. В связи с тем, что в изготовлении микрофоны этого типа достаточно просты, стоимость их, как правило, невысока. Используются в основном на концертах, либо в студиях на репетициях. Внешнего напряжения для работы таких микрофонов не требуется.

Конденсаторные микрофоны - это микрофоны более сложной конструкции, роль диафрагмы в которых выполняет металлическая мембрана, являющаяся также одной из обкладок конденсатора (собственно, поэтому они и называются конденсаторными). Когда звуковая волна начинает воздействовать на мембрану, сжимая или расширяя её. Из-за этого происходит изменение емкости конденсатора, вследствие чего постоянное напряжение преобразуется в переменное. Для работы конденсаторных микрофонов требуется внешнее питание (фантомное), которое обычно составляет 48 В и подается, как правило, через микшерный пульт. Бывает, что используется питание в 9 В, в этом случае оно подается батарейкой или, например, по USB кабелю. В сам конденсаторный микрофон встраивается предварительный усилитель, способный согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением микшерного пульта или усилителя, к которому он подключен. Микрофоны конденсаторного типа более сложны в изготовлении, эксплуатироваться должны бережнее, но обладают очень качественными частотными характеристиками, поэтому стоимость их выше динамических. Очень часто такие микрофоны используются для записи звука в студийных либо домашних условиях. Для нашей домашней студии как раз то, что нужно, такой мы и будем выбирать.

Но прежде, чем перейду к конкретным моделям, хочу добавить, что помимо описанных выше типов существует ещё один интересный тип микрофонов - ламповые . Хотя, если быть точным, ламповые микрофоны являются всего лишь разновидностью конденсаторных микрофонов. Интересны они тем, что за счет использования вместо полупроводниковых элементов ламп накаливания, звук становится более натуральным и как выражаются профессиональные звукорежиссеры, «теплым». Единственный минус ламповых микрофонов - эта их заоблачная стоимость, исчисляемая в несколько тысячах долларов.

Стоит оговориться, что сейчас в некоторых магазинах появились относительно недорогие модели ламповых микрофонов (например, Behringer T-1 , Behringer T-47 - стоимостью около 7,5 тыс. рублей), но использовать их профессионалы, почему-то не советуют. Конкретных отзывов об использовании именно этих микрофонов, к сожалению не нашел, но в качестве микрофона для домашней студии я их всё же рассматривать пока не буду (не считаю, что это действительно оправдано).

С типами более-менее разобрались, теперь переходим ко второму вопросу, который должен возникать: по каким параметрам выбирать микрофон?

Первым и наиболее важным параметром для нас является динамический диапазон, а именно те частоты, которые микрофон сможет воспроизвести и записать. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20 кГц , так что для нашей студии будем выбирать микрофон с близким к указанному динамическим диапазоном.

Вторым актуальным параметром при выборе записывающего устройства является направленность (диаграмма направленности). Существует их всего три:

  1. Круговая или всенаправленная характеристика - в этом случае микрофон сможет записать любой источник звука расположенный вокруг него на 360 градусов.
  2. Направленная (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида) характеристика - записывается только источник звука, расположенный непосредственно перед диафрагмой.
  3. Двунаправленная (восьмерка) характеристика - микрофон воспримет источник звука, расположенный перед ним и за ним.

Здесь тоже несложно, для записи вокала нам наиболее подойдет вторая диаграмма направленности, а, точнее, кардиоида (наиболее распространенная).

Собственно, основное мы знаем, теперь переходим к описанию конкретных марок.

Behringer С-1 и Behringer С-1U
(3 460 руб. и 4 910 руб.)

Самый недорогой микрофон конденсаторного типа с 16 мм диафрагмой. Отличается достаточно ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), повышающейся только при записи высоких частот (порядка 10-20 кГц), и малошумящей схемой, что позволит записать кристально чистый. Микрофоны Behringer С-1 и Behringer С-1U отличаются только способом подключения. В случае с Behringer С-1U микрофону не требуется внешнего питания и использования микшерного пульта, так как в комплекте имеет USB кабель, с помощью которого он и подключается к компьютеру.

Частотный диапазон: 40 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
136 дБ
Масса (нетто): 0,53 кг

AKG Perception 120
(6 130 руб.)

Качественный конденсаторный микрофон с отличной сборкой, подойдет под самые различные нужды в домашней студии. Обеспечивает качественную детализацию и чистоту звука. Имеется переключаемый басовый фильтр. Кроме этой версии с обычным шнуром XLR, выпущена версия с USB проводом.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ (150 дБ при переключении басового фильтра)
Масса (нетто): 0,46 кг

Audio-Technica AT2020 USB
(7 770 руб.)

Студийный конденсаторный микрофон с высококачественным А/Ц конвертером, который позволяет записывать звук точно таким, каким его слышите вы. Отличается встроенным разъемом для наушников, позволяющим осуществлять мониторинг звука в реальном времени, а также отдельными регуляторами громкости и усилителя. В комплекте имеется крепление для стойки и защитный чехол для переноски. Выпускается с обычным шнуром XLR и со шнуром USB, для быстрого подключения к компьютеру.

Частотный диапазон: 20 Гц - 16 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,39 кг

Октава МК 319
(9 050 руб.)

Российский профессиональный микрофон, который считается легендарным. Отличается максимально достоверным звуком и его «прозрачностью». Для использования с повышенным уровнем звукового давления на микрофоне имеется специальный переключатель «-10 дБ». Питание фантомное (48 В), шнур стандартный XLR.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 122 дБ
Масса (нетто): 0,51 кг

ART M-ONE U
(10 260 руб.)

Ещё один микрофон с USB проводом, сразу подключаемый к компьютеру. Отличительной чертой микрофона является большая 32 мм диафрагма, которая сможет передать все красочные нюансы голоса. Поставляется в комплекте с жестким держателем для стойки.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,47 кг

На этом, наверное, и все. Здесь я привел только те микрофоны, которые, по отзывам, больше всего подходят для использования в домашних мини-студиях. Сильно дорогие микрофоны я рассматривать не стал, так как это не всем по карману. А какой из них использовать, и использовать ли вообще, выбирать вам. Для себя, на данный момент, планирую купить AKG Perception 120 или Behringer С-1U .

Микрофоны, доступные на рынке сейчас – довольно сложные и высокотехнологичные устройства. Роль микрофонов в наши дни сложно переоценить – они используются повсеместно, и представить наш повседневный быт без них будет непросто. За сотню лет развития устройства сохранились конструктивные черты, объединяющие современные микрофоны с их предшественниками.

Первый угольный микрофон был изобретён в 1856 году французом Дю Монселем, и основывался на эффекте изменения у графитовых электродов сопротивления при изменении площади соприкосновения проводников. В 1880-ых годах конструкция была усовершенствована и воплощена в жизнь Томасом Эдисоном– он использовал вместо графитовых стержней угольный порошок (до сих пор встречается в аналоговых телефонных аппаратах).

В 1916 году был изобретён первый конденсаторный микрофон – инженер Эдуард Венте использовал в нём для преобразования звуковых волн в электрический сигнал принцип изменения ёмкости, а не сопротивления.

Японский учёный Ёгути в начале 20-ых на основе того же принципа создаёт первый электретный микрофон.
И, наконец, в 1924 году немцы Гервин Эрлах и Вальтер Шоттки создают первую модель динамического микрофона, который работает гораздо качественнее угольного, а по электрическим свойствам превосходит конденсаторный.

Долгое время микрофоны были довольно дорогими. Картина изменилась с появлением полевых транзисторов, позволяющим создавать эффективные, миниатюрные и лёгкие микрофоны.
Сегодня промышленное производство микрофонов достигает цифр в десятки миллионов в год, а разработкой и продажами занимается множество крупных брендов.

Область применения микрофона

Самое первое, с чем стоит определиться при выборе микрофона – область его применения. От этого будет зависеть оптимальный выбор – например, для общения по сети вам вряд ли понадобится вокальный микрофон. Можно выделить четыре типа по области применения.

· Вокальные микрофоны . Также иногда называются эстрадными. Чаще всего имеют привычный в глазах потребителей дизайн – ручка с ветрозащитной сеткой. Происходит это из-за необходимости унифицировать продукцию – такие микрофоны должны закрепляться в стандартных стойках, к ним можно легко подобрать сменную ветрозащиту. Можно разделить на проводные и беспроводные, а также по виду исполнения на ручные и микрофоны-прищепки, цепляющиеся на одежду (подходят для речевого жанра выступлений). Наиболее универсальный и популярный вариант исполнения – ручной микрофон, он отлично подходит для караоке.

· Микрофоны для конференций . Обладают удобным для конференций настольным типом исполнением – имеют подставку, или целиком выполнены в виде «тарелки».
· Общение по сети . Микрофоны для общения обычно более дёшевы, поскольку не требуют максимального качества звукопередачи. Представлены в основном настольным типом исполнения и типом «прищепка » для удобного крепления на одежду. Такого микрофона будет вполне достаточно для общения по Skype.

· Студийные микрофоны . Используются для записи звука в условиях студии. Обладают самым высоким качеством записи и высокой чувствительностью, а соответственно, и самыми высокими ценами. Покупка для домашнего использования тоже возможна, если вы занимаетесь записью треков или голоса.

Какой тип микрофона лучше?

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны состоят, по сути, из конденсатора, одна из обкладок которого выполнена из эластичного металлизированного материала, благодаря чему подвижна, и подвергается воздействию звуковых волн. Таким образом, при её колебаниях изменяется ёмкость конденсатора, возникают переменные токи и акустические волны преобразуются в электрический сигнал.

Эти микрофоны отлично подойдут для студии, благодаря наиболее чистому и качественному захвату звука. Но обладают и рядом недостатков – они очень чувствительны к окружающей среде, реагируют на влажность, температуру, расстояние до источника звука и общую зашумлённость пространства. Так что в студии, при стационарном использовании для звукозаписи получится раскрыть положительные качества микрофона и избежать отрицательных. Если вы всё-таки хотите приобрести такой микрофон для домашнего использования – помните, что вам как минимум понадобится хорошая звуковая карта и усилитель с фантомными 48 Вольтами.

Преимущества конденсаторных микрофонов

· Более широкий частотный диапазон и диаграмма направленности
· Качественное и чистое звучание – благодаря большой чувствительности
· Существуют очень миниатюрные модели

Недостатки


· Нуждаются в дополнительном источнике питания – обычно требуют фантомного питания в 48В, которое есть не на всех микшерных пультах. Это налагает ограничение на области использования.
· Сложно использовать в «полевых» условиях – реагируют на изменения температуры, влажности, и тп.
· Хрупкость конструкции
· Ловит все отражённые шумы, эхо. Оборотная сторона высокой чувствительности
· Высокая стоимость

Электретные микрофоны

Электретный микрофон по устройству схож с конденсаторным. Также имеется миниатюрный конденсатор с подвижной обкладкой, предусиление сигнала осуществляется с помощью полевого транзистора. Такие микрофоны тоже требуют фантомного питания в 3 В, что уже не является проблемой для любой встроенной звуковой карты. Могут быть очень компактны.

Электретные микрофоны обладают миниатюрностью конденсаторных, но неприхотливы в использовании и дёшевы. К сожалению, при этом они не могут похвастаться хорошей передачей звука и чувствительностью, но идеально подходят для рядового пользователя с целью голосового общения (по Skype, например).

Недостатки

· Невысокое качество захвата звука
· Меньшая чувствительность

Преимущества

· Не нужен дополнительный источник питания
· Неприхотливость в использовании, малочувствителен к условиям использования
· Компактность

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны сильно отличаются от предыдущих рассмотренных типов. В них используется принцип электромагнитной индукции – звуковые волны преобразуются за счёт токов, возникающих в катушке индуктивности, помещённой в магнитное поле и прикреплённой к эластичной мембране, колебания которой перемещают катушку.
В результате такой конструкции динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, что даёт им преимущество перед конденсаторными. Эти микрофоны также менее чувствительны к шуму, и могут хорошо работать при высоком звуковом давлении, что делает их удобными при использовании для вокала с громким, грубом тембром – в жанрах рока или альтернативной музыки, например. Также часто применяется как концертный микрофон.

Стоит выбирать, как микрофон для выступлений разного характера, или микрофон для караоке (наиболее распространённый тип исполнения – ручной микрофон). Дополнительным плюсом будет более низкая цена, чем у конденсаторных.

Недостатки:

· Уступает в качестве захвата звука конденсаторным
· Наименьший диапазон частот
· Может искажать тембр голоса

Преимущества

· Позволяют записывать громкие звуки, терпит «перегрузки»
· Менее чувствителен к шуму
· Не ловит «эхо»
· Невысокая стоимость
· Не требует дополнительного источника питания

Диаграмма направленности

Одна из главных характеристик – диаграмма направленности микрофона. Именно от неё зависит то, как микрофон реагирует на звук. Можно выделить основные 5 типов диаграмм.

· Кардиоидная диаграмма . Напоминает форму сердца, звук лучше всего снимается прямо перед микрофоном, немного хуже сбоку, и совсем не снимается сзади микрофона. Звук с боков от микрофона будет менее громок, что делает такую диаграмму удобной для записи нескольких инструментов, если вам нужно при этом выделить только один. У кардиоидной диаграмма есть эффект приближения – низкие частоты усиливаются по мере приближения микрофона к источнику звука.

· диаграмма . Имеет более узкую зону захвата спереди, по бокам – мёртвые зоны, и небольшую зону захвата сзади.
· Гиперкардиоидная диаграмма . Такие микрофоны ещё называют узконаправленными - зона захвата перед ними уже, сзади – шире, чем у суперкардиоидной диаграммы. По бока – также мёртвые зоны. Отличается тем, что хорошо захватывает удалённые звуки, при этом игнорируя шумовой фон. Важно расположение плоскости датчика к звуку – микрофон должен быть идеально направлен на источник. Такой микрофон используют репортёры, чтобы записать источник, подойти к которому близко невозможно.
· Диаграмма - "восьмёрка" . Диаграмма в виде цифры восемь, микрофон одинаково чувствителен к звуку сзади и спереди, и имеет мёртвые зоны по бокам. Используется для специализированной стерео-записи больших ансамблей инструментов, оркестров.

· диаграмма . Наиболее универсальная для широкого круга задач, воспринимает звук одинаково со всех сторон, без усиления и искажения каких-либо частот. Лучше прочих подходит для снятия звука с инструментов с широким диапазоном, для п
· Однонаправленные микрофоны - имеют зону захвата звука прямо перед микрофоном. Удобны для записи в недостаточно изолированном от посторонних звуков помещении, или для устранения акустических эффектов. Подойдут, например, для интервью на улице.

На что ещё обратить внимание при выборе микрофона?

Уровень звукового давления

Этот параметр показывает, на какой уровень громкости звуков рассчитан микрофон. Чем он выше, тем правильнее и с меньшим количеством искажений микрофон будет передавать звук.
Высокими значениями уровня звукового давление являются показатели более 90 дБ . А почти такой же шум, к примеру, производит Ниагарский водопад. Ну, или средненький рок-концерт.
Таким образом, микрофоны с высоким показателем уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности, или в любой другой области, где источник звука будет очень мощным.

Частотный диапазон

Чем шире частотный диапазон микрофона, тем качественнее микрофон будет захватывать звук. Для простой речи, для общения, достаточно будет охвата от 100 до 10 000 Гц . Для качественной записи инструментов или вокала может понадобится уже более широкий охват частот.

, вы сможете позволить себе микрофон для общения любого типа исполнения – настольный, прищепку, или ручной. Вряд ли такой микрофон будет достаточен для качественной записи речи, скорее это вариант для Skype.

Располагая суммой до 10 000 рублей , вы сможете позволить себе уже более качественный, брендовый микрофон начального уровня. Хороший вариант для караоке, любительской записи голоса/инструментов.

Микрофоны дороже 10 000 рублей будут отличаться максимальным частотным диапазоном, чувствительностью, и скорее подразумевают студийное использование, либо использование в концертной деятельности – например, микрофоны, рассчитанные на высокий уровень звукового давления. Приобретать такие модели стоит, если вы точно знаете, чего хотите от микрофона.

Микрофон может использоваться как для записи музыки дома, стриминга или караоке, так и для концертных выступлений и записи целого оркестра. Динамические микрофоны, способные пережить резкие перепады звукового давления часто используют для точной передачи звука ударных, а конденсаторные микрофоны могут записывать даже самые тихие звуки.

Конденсаторные и динамические микрофоны

Конденсаторные микрофоны более чувствительны, имеют широкий частотный диапазон, передают звук достовернее и могут быть очень компактными. Но они слишком чувствительны к падениям или ударам и не могут работать на холоде. Кроме того, для работы конденсаторного микрофона нужно дополнительное питание 48 В. Такая функция есть во многих микшерных пультах, предусилителях, внешних звуковых картах и других устройствах с микрофонным входом. Если же его нет, можно дополнительно приобрести блок с фантомным питанием. Конденсаторные микрофоны чаще всего используют в студиях звукозаписи, на телевидении и при видеосъемке.

Динамические микрофоны выдерживают резкие звуки или перепады в звуковом давлении, поэтому их часто используют для записи ударных установок. Их конструкция более надежная и менее подвержена выходу из строя после падения. Для динамических микрофонов в меньшей степени характерна проблема «обратной связи», они меньше «ловят» низкочастотные шумы или призвуки. Но у них не самый широкий частотный диапазон и ниже достоверность передачи звука. Динамические микрофоны используют в студиях, на выезде, на концертах, в театрах и дома.

Характеристики микрофонов

Чувствительность микрофона указывается в дБ, и чем меньше это значение по модулю, тем проще микрофону записывать тихие звуки. Некоторые динамические микрофоны имеют достаточно низкую чувствительность в -70 дБ, тогда как многие конденсаторные микрофоны обладают более высокой чувствительностью на уровне от -46 до -35 дБ и выше. Если необходимо провести запись в непосредственной близости от микрофона, не нужно гнаться за устройствами с высокой чувствительностью, и наоборот, если задача предполагает извлечение достаточно тихих звуков в камерной атмосфере (акустическая гитара, струнный квартет), нужно позаботиться о микрофоне с более высокой чувствительностью.

Максимальный уровень звукового давления (SPL) показывает, на какую громкость звука рассчитан микрофон. Высокими значениями уровня звукового давления являются показатели более 90 дБ. Такой шум можно ощутить вблизи Ниагарского водопада или на рок-концерте. Уровень шума в тихой студии звукозаписи составляет 10 дБ, а взлетающий реактивный самолет способен развивать звуковое давление, близкое к болевому порогу человека в 130 дБ. Микрофоны с высоким показателем максимального уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности или любой другой области, где источник звука очень мощный.

Одни из самых важных параметров микрофона динамический диапазон (способность воспроизводить самые тихие и самые громкие звуки без искажений) и отношение «сигнал/шум» (разница в дБ между 94 дБ динамического диапазона микрофона и собственным шумом). Что чем это значение, тем лучше - вы получите более чистое, прозрачное и динамичное звучание.

Чем шире частотный диапазон, тем звук при передаче более естественный и натуральный - и басовые инструменты не «съедаются», и высокие ноты хорошо слышны. Почти все динамические микрофоны имеют диапазон от 50 – 80 Гц до 15 кГц - этого достаточно для вокала и большей части акустических инструментов, за исключением самых низко- и высокочастотных - контрафагота, тубы, большого органа, рояля, контрабаса, большого барабана и скрипки, цимбал и многих деревянных духовых инструментов. Если же стоит задача качественно записать выступление симфонического оркестра, микрофон лучше подбирать с более широким диапазоном - конденсаторный. Для простой передачи речи достаточно охвата в 100 –10 000 Гц.

Чем больше сопротивление микрофона, тем хуже его слышно, если не использовать микшерный пульт или звуковую карту со встроенными предусилителями. При подключении высокоомного микрофона к стандартному входу компьютера или караоке звук будет очень тихим.

Специализированные микрофоны

Микрофоны для общения по сети стоят недорого, поскольку от них не требуют высокого качества звукопередачи. Они бывают настольного исполнения либо в виде «прищепки» для крепления на одежду.

Микрофоны для больших конференций четко передают речь и устраняют посторонние звуки (кашель, шуршание бумаг). Их можно разделить на настольные поверхностные микрофоны, микрофоны «на гусиной шее», микрофоны пограничного слоя (встраиваются в стол или в кафедру вровень с их поверхностью), а также ручные, петличные и головные.

Когда за небольшим столом собирается группа из нескольких человек, не обязательно каждому ее участнику ставить отдельный микрофон, достаточно установить в центре стола один всенаправленный микрофон. Если же участвующих в конференции много, и им необходимо говорить часто по очереди или выступать по одному перед всеми, лучше использовать однонаправленный микрофон «на гусиной шее», кардиоидный или суперкардиоидный, который улавливает звук только непосредственно говорящего в него.

Более продвинутый вариант - большие конференц-системы, состоящие из пульта «председателя» (который может управлять другими микрофонами), пультов «делегатов» и головного устройства, которое позволяет делать переводы, запись самой конференции и назначение групп делегатов. У таких пультов есть кнопка вкл/выкл, возможность подключения наушников, у некоторых - выбор перевода, встроенный динамик и подсветка на стержне микрофона.

Микрофоны для записи видео фотоаппаратом имеют возможность установки в «горячий башмак» (hot shoe) фотоаппарата и подключаются к нему через разъем 3,5 мм mini-jack (реже XLR).

Беспроводные микрофоны

Беспроводные микрофоны очень удобны и часто бывают необходимы в разных сферах - в театрах, на концертах или лекциях в больших аудиториях. Первое, что здесь необходимо учитывать - это расстояние, на котором может работать система, в среднем это 50 – 60 м. Но существуют и системы с дальностью действия до 100 м. Если нужно использовать несколько радиосистем в одном месте, нужно учитывать, сколько радиосистема может иметь разных частот, чтобы они не создавали друг другу проблем.

Головной или петличный микрофон, работающий с радиосистемой, имеет поясной (или карманный) передатчик, микрофон к которому подключается кабелем небольшой длины. Но не всякий микрофон можно подключить к любому передатчику. Недостаток беспроводных микрофонов - необходимость смены батареек или подзарядки аккумуляторов в среднем через 6 ч работы.

Дорогой профессиональный микрофон нет смысла приобретать, если нет соответствующего оборудования для его подключения - предусилителей или студийных звуковых карт и профессиональных записывающих устройств, а также подготовленного помещения (студии). Он не сможет работать в таких условиях в соответствии с заявленными характеристиками.

Если вы ищете недорогой, но качественный и надежный микрофон для дома, например, чтобы петь в домашнем караоке или записывать вокал на ноутбук, лучше выбрать динамический микрофон, поскольку он наименее подвержен поломке при случайных падениях или ударах и не требует дополнительного питания. Достаточно подключить его к звуковой карте, караоке-системе или в микшерный пульт.

Если микрофон подбирается для записи подкастов в домашних условиях, нужно учесть, насколько он чувствителен и «капризен» - конденсаторный микрофон с высокой чувствительностью будет записывать звуки работающих электроприборов в комнате. Для их устранения нужно будет позаботиться о дополнительных аксессуарах: поп-фильтре и микрофонной стойке.

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Добрый день многоуважаемые дамы и господа. Развитие техники дошло до такого уровня, что теперь простыми голосовыми сообщениями и смс уже никого не удивишь. Многие делают шаг навстречу такому способу связи, как скайп. Разговаривать с человеком, и при этом видеть его, это очень важно, чтобы получить достоверную информацию о его делах или состоянии. Многие деловые люди уже взяли за основу именно этот способ общения с партнерами. Это и не странно, ведь можно просто заплатить за трафик, и общаться с любым человеком, который может находиться даже за несколько тысяч километров от Вас. Очень важно в этом процессе правильно передать речевую информацию. Для этих целей чаще всего используется хороший микрофон для компьютера. Сегодня на рынке представлено огромное количество устройств данного типа. Все они имеют свои собственные отличительные особенности и характеристики. Не всегда представляется возможным выбрать действительно лучшую модель из огромного разнообразия. По этому сегодня я расскажу Вам, как выбрать хороший микрофон и на какие характеристики стоит обратить внимание при покупке.

Варианты микрофонов

В настоящее время все классные микрофоны для компа и общения по скайпу можно разделить на три большие группы, а именно на: петличные, настольные и гарнитуры.

Петличный

Отличается относительно небольшими габаритами, которые делают его использование предельно простым. К тому же, такие модели оснащаются специальной прищепкой, которая служит для их крепления на одежду. Самый главный недостаток, с которым придется мириться состоит в том, что такие варианты бюджетные микрофоны для компа и скайпа не способны качественно передавать звук. Именно поэтому многие люди для этих целей используют альтернативные варианты.

Настольные

Настольные микрофоны для компа и скайпа имеют специальную подставку, которая позволяет их устанавливать на столе. Такие модели могут быть соединены с ней жестко или сниматься с нее. Перед тем, как приобрести такую модель, в обязательном порядке нужно убедиться, что она уместится на компьютерном столе. Некоторые современные варианты имеют весьма внушительные габариты. Что касается качества передачи, то она зачастую находится на высоте и считается одним из лучших вариантов.

Гарнитура сегодня считается лучшим вариантом, как в плане удобства, так и по соотношению цена-качество. Такое устройство занимает минимум места, так как крепится на ухе человека, не вносит никакого дискомфорта в общение. Ее миниатюрные размеры позволяют не замечать его в процессе диалога. Качество звука будет на высоте. Собеседник будет слышать все, что вы ему говорите, даже шепотом.

Технические характеристики

Разумеется, перед выбором того или иного варианта, обязательно нужно обратить внимание на его технические характеристики. По соотношению цена качество микрофоны для компьютера обязательно нужно выбирать в соответствии с некоторыми параметрами. О них и стоит поговорить более подробно.

  1. Частотный диапазон. Эта характеристика является одной из самых важных. Здесь закономерность проста — чем он шире, тем больше звуков можно передавать. Частота речи человека находится в диапазоне от 100 до 10000 Гц. Большинство моделей работают именно на ней. Если говорить о повышении качества звука в них, то можно попробовать приобрести устройство с фильтром. Благо сегодня таковых достаточно много на современном рынке.
  2. Чувствительность. Очень важно, чтобы она была как можно выше. От этого зависит уровень звука, который необходим для слышимости собеседнику. Рядом с этим параметром стоит и направленность. Эта характеристика показывает, с какой стороны лучше подходить к микрофону, чтобы достигать наилучшего уровня звука. Некоторые модели могут использовать только в непосредственной близости. От таких лучше сразу отказаться. лучше всего, если устройство будет воспринимать звуки в окружности на одинаковом уровне, то есть в независимости от своего положения на столе.
  3. Звуковое давление. Это параметр характеризует силу звука, с которой будет передаваться информация через компьютер. очень важная характеристика, на которую стоит обращать внимание перед покупкой.

Варианты передачи звука

В основном на микрофонах есть два варианта передачи звука — это конденсаторный и динамический.

В нем звук передается из за меняющегося объёма в конденсаторах, которые в свою очередь находятся между достаточно чувствительными мембранами. Данные типы микрофонов считаются професиональными и более дорогими. Однако качество у них на высоте и их применяют чаще всего на профессиональных студиях.

В этом варианте используется достаточно чувствительная мембрана, которая располагается в магнитном поле. Данный вариант в основном используется в более дешевых бюджетных версиях, однако это и делает его популярным.

Итак, с характеристиками закончили, а значит можно посмотреть на дополнительные критерии выбора.

Перед тем, как пойти в магазин, обязательно нужно подготовиться. Обязательно поспрашивайте соседей и знакомых по-поводу того, какие устройства приобретали они. Может быть, они подскажут какой-то действительно стоящий вариант. Если нет, то можно обратиться за помощью к всемирной паутине. Интернет пестрит отзывами о микрофонах для компа, и на их основе так же можно делать какие-то определенные выводы. Существуют специальные форумы о компьюьерных микрофонах для скайпа, на них специалисты обязательно подскажут, какой вариант лучше покупать для тех или иных случаев. Теперь можно обратиться к поиску нужного магазина. Частные лавочки не всегда предлагают качественный товар и здесь иногда можно даже не получить гарантию, а это прямой путь к провалу. Здесь зачастую продаются китайские модели, которые не отличаются высокими показателями качества. Лучше всего покупать подобное оборудование в специализированных магазинах компьютерной техники. Там работают квалифицированные продавцы, которые расскажут о каждом конкретном типе подробно. К тому же, Вы получите драгоценную гарантию качества. Это позволит вернуть товар в случае обнаружения каких-либо дефектов.

Так же советую посмотреть интересное видео о выборе микрофона